Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат» Принято на заседании педагогического совета ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» Протокол № 1 от 31.08.2021г ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГБОУ «ТУРУНТАЕВСКАЯ СКОШИ» С. Турунтаево 2021г ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ГБОУ «ТУРУНТАЕВСКАЯ СКОШИ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для организации дистанционного обучения в дни непосещения занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в дни, связанные с другими чрезвычайными ситуациями, и другими исключительными случаями. 1.2. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"; СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816. Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ИКП ФРЦ ОВЗ) 1.3. Под дистанционными образовательными технологиями (далее – ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Главными целями применения ДОТ являются: – повышение доступности образовательных услуг для обучающихся; – предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по их месту жительства или временного пребывания (нахождения). 1.5. Формы ДОТ: дистанционные конкурсы, олимпиады, видеоконференции, on-laint тестирование, Интернет-уроки, обучение с дистанционной поддержкой, вебинары, skypeобщение, общение через мессенджеры и пр. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: текстовая информация, консультация, семинар, практическое занятие, контрольная работа, самостоятельная работа. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронным учебником, просмотр видео-лекций, компьютерное тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов. 2. Порядок организации образовательной деятельности 2.1. Вопросы использования дистанционного обучения в образовательном процессе решаются внутренними организационно-распорядительными документами школы в соответствии с государственными образовательными стандартами и общим порядком реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области образования. 2.2. Дистанционное обучение может использоваться при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий, текущего контроля. 2.3. При использовании дистанционного обучения обеспечивается доступ обучающихся, педагогических работников к информационно-коммуникационной сети Интернет. 2.4. Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов (далее материалы), которые обеспечивают в соответствии с программой: организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний); методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационносправочные материалы). Компонентами материалов могут быть: текстовые – компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку (например, электронный вариант учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл, веб-страницу или каталог, глоссарий, анкета); звуковые – компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (например, аудиолекции); мультимедийные – компоненты, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами (например, мультимедийный электронный учебник, видеолекции, слайд-лекции, учебные видеофильмы). 2.5. Организация дистанционного обучения в дни непосещения занятий обучающимися регламентируется локальными актами школы, информацией о формах, сроках и размещается на официальном сайте в разделе «Дистанционное обучение». 2.6. Основанием для перехода на дистанционное обучение школы будут являться распорядительные документы вышестоящих органов, в том числе учредителя (Министерства образования и науки Республики Бурятия), который осуществляется на основании приказа по школе. 3. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации 3.1 Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется на основе оценок выполненных в процессе обучения работ 3.2. Текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения ими учебных курсов проводится по разделам учебной программы (изученным темам). Форма текущего контроля знаний по итогам изучения каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно программой. 3.3. Промежуточная аттестация обучающихся по письменным и устным образовательным областям учебного плана в дистанционном режиме проводится в тех же формах, что и при очном обучении. 3.4. Промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном формате по образовательным областям «Технологии» «Физическая культура», проводится в форме 3 контроля знаний теоретической части образовательных программ, а также по предоставлению фото, видео материалов с демонстрацией практической части заданий. 3.5. Решение о формах промежуточной аттестации принимает учитель-предметник совместно с заместителем директора на основании мониторинга текущей успеваемости обучающихся. 4. Порядок оформления классных журналов 4.1. Все данные о текущей и промежуточной аттестации обучающихся в дистанционной форме вносятся в классные журналы. 5. Алгоритм деятельности педагогических работников по реализации АООП с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии) № п/п Мероприятие Результат Подготовительный этап 1. Информирование родителей (законных На официальном сайте школы размещается: представителей) обучающихся информационное сообщение администрации о переходе на образовательную деятельность с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и дате её начала; информация о возможных вариантах взаимодействия с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов: электронной почты, мессенджеров – Whats App, Viber, Telegram, Skype, Zoom, телефонной связи. родителей (законных представителей) обучающихся 2. Опрос, анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся 3. Составление графика консультаций 4. Создание классной группы в мессенджерах 5. 6. классные руководители информируют: a) о дате начала образования с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; б) о возможных вариантах обмена информацией с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов, телефонной связи. Классными руководителями проводится устный опрос (по телефону) или анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся с использованием электронных ресурсов. По результатам анализа данных опроса или анкетирования определяются оптимальные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся. Классными руководителями составляется сводная таблица по обучающимся класса с указанием доступных для родителей (законных представителей) обучающихся средств обмена информацией. Составляется график консультаций педагогическими работниками ОУ родителей (законных представителей) обучающихся. Консультационные часы устанавливаются в рабочее время педагогов. График консультаций размещается на официальном сайте ОУ. Классный руководитель создаёт группу с соц.сетях для получения и обмена информацией между участниками образовательного процесса. Организационно-действенный этап Разработка электронных уроков, В соответствии с рабочей программой учебного или методических и дидактических коррекционного курса, с учётом особых образовательных материалов к урокам потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями каждый педагог подбирает, адаптирует и разрабатывает дидактические материалы для обучающихся класса. С использованием доступных электронных ресурсов педагог формирует электронный урок (осуществляет видеозапись урока/коррекционного занятия), подбирает (составляет) видеоролик по теме). К электронному уроку педагог разрабатывает и оформляет дидактические и методические материалы: a) методический комментарий к электронному уроку; б) бланки с заданиями к изучаемой теме в электронном виде в) пошаговую инструкцию для родителей (или обучающихся) по выполнению заданий или упражнений; г) дополнительные материалы (при необходимости: аудиофайлы, наглядные материалы, модели, схемы и др.). При разработке бланков с заданиями по темам программы учитывается индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Передача электронных уроков, методических и дидактических родителям (законным представителям) обучающихся Электронные уроки и сопроводительные методические и дидактические материалы высылаются родителям (законным представителям) обучающихся, обучающимся ежедневно в соответствии с расписанием учебных и коррекционных занятий, утверждённым на начало 20202021 учебного года. Передача электронной папки, включающей электронный урок, методические и дидактические материалы, бланки с заданиями, осуществляется педагогическими работниками способом, указанным родителями (законными представителями) обучающихся при опросе или анкетировании на подготовительном этапе (электронная почта класса, мессенджеры - WhatsApp, Viber). Электронным папкам педагог присваивает наименование, например: «Математика. Тема урока «…..», дата)». На бланке с заданиями (в инструкции к электронному уроку) указывается срок, форма и способ сдачи отчётности по уроку, теме. 7. Проведение В соответствии с расписанием учебных и коррекционных 5 дистанционных уроков занятий, утверждённым на период реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, педагоги проводят уроки/коррекционные занятия в онлайн режиме (с использованием платформ Skype, Zoom и др.). Продолжительность одного урока/занятия не более 20 минут, не более 3-х уроков в день. Сопроводительные методические и дидактические материалы к уроку, проводимому в онлайн режиме через Skype, Zoom. 8. Консультирование родителей Консультирование педагогическими работниками (законных представителей) родителей обучающихся по выполнению заданий обучающихся педагогическими осуществляется с использованием средств связи и работниками электронных ресурсов, указанных при опросе или анкетировании, в соответствии с графиком консультаций. 9. Контроль выполнения заданий Педагогические работники осуществляют контроль выполнения заданий в назначенный срок, определяемый педагогом. Примечание: способы контроля выполнения заданий могут быть разными в зависимости от вида работ: 1.графические задания, письменные работы могут быть переданы учителю на проверку через электронную почту в виде скан-копии; 2. фотографии бланка с выполненным заданием; 3. выполнение практических заданий по формированию навыков самообслуживания, устных заданий могут передаваться в формате видео- или фотоотчета через мессенджеры: WhatsApp, Viber. 10. Оформление классных журналов. Классный журнал заполняется в соответствии с расписанием уроков и КТП Отметки выставляются учителем в журнал по проверенным работам обучающихся. 6. Функции администрации школы при организации дистанционного обучения 6.1. Директор школы: издает приказ по организации о дистанционном обучении; - осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы на период дистанционного обучения; контролирует соблюдение работниками общеобразовательной организации режима работы; осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения; принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы образовательной организации в дни, когда обучающиеся не посещают школу. 6.2. Заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе: организуют образовательную деятельность, контролируют выполнение адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися и результаты образовательной деятельности; осуществляют информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) иных работников) об организации работы в дни неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью. 7. Функции педагогических работников при организации дистанционного обучения 7.1. С целью прохождения адаптированной основной общеобразовательной программы в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы дистанционного обучения. 7.2. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей, информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей на период дистанционного обучения. 7.3.Учителя-предметники, специалисты школы, воспитатели в рамках реализации АООП школы на период обучения в дистанционном формате по возможности используют электронные образовательные информационные ресурсы (платформы) по своим направлениям деятельности. 7.4. В работе необходимо руководствоваться Методическими и другими рекомендациями по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант 1,2) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 8. Функции обучающихся и родителей (законных представителей) при использовании дистанционного обучения 8.1. В период дистанционного обучения обучающие обязаны выполнять задания дистанционных уроков, добросовестно осваивать адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям. 8.2. Связь обучающегося с учителем-предметником, классным руководителем поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты и мессенджеров. 8.3. Самостоятельная деятельность обучающихся оценивается педагогами выставлением отметок в журнале класса. 8.4 Уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся по специальной индивидуальной программе развития отражается в мониторинге по окончанию дистанционного обучения. 8.5. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения. 8.6. Родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период дистанционного обучения. 9. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий в школе 9.1. Учебная деятельность с использованием ДОТ обеспечивается следующими техническими средствами: рабочим местом педагога, оснащенным персональным компьютером, web-камерой, микрофоном, проекционной аппаратурой; локальной сетью с выходом в Интернет; 9.2. Техническое обеспечение обучающегося, использующего ДОТ: использование телефона с установленными приложениями мессенджеров; персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; канал подключения с выходом в Интернет, для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. 9.3. Школа не берет на себя обязательств по обеспечению обучающихся комплексом программнотехнических средств дистанционного обучения (КПТС ДО) и каналом доступа в Интернет.