ЧТЕНИЕ ФГОС 6 класс — копия (1)

Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса предназначена для
обучения детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант. Она разработана на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.:
Просвещение, 2017;
- Учебный план образовательной организации.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. / Э.В.
Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просещение, 2018. – 230 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Чтение» 6 класс:
Чтение. 6 класс. учеб. для общеобразовательных. организаций, реализующих адаптированные.
Основные общеобразовательные. программы /авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 19-е изд. – М.:
Просвещение, 2018г.
Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речевая практика» в
АООП. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на
коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального
отношения к действительности и нравственных позиций поведения, соответствует требованиям ФГОС
к образованию обучающихся данной категории.
Цель рабочей программы - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Рабочая программа по чтению в 6 классе нацелена на решение следующих задач:
 дальнейшее совершенствование техники чтения( правильности и беглости чтения);
 развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость
чтения, логические ударения)
 коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;
 формирование положительных нравственных качеств личности;
 развитие навыка самоконтроля и самооценки.
В программе по чтению для обучающихся с умственной отсталостью обозначены два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения
этого уровня по чтению в 6 классе не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы.
Работа обучающихся на уроках чтения в 6 классе оценивается по традиционной 5-бальной
системе отметок.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов.
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Фронтальная форма
работы на уроке применяется, когда все обучающиеся одновременно всем классом выполняют общее
для всех задание, обсуждают, сравнивают и обобщают результат. Педагог взаимодействует со всеми
обучающимися класса, общается фронтально в ходе своей беседы, рассказа, объяснения, показа, тем
самым вовлекая обучающихся в обсуждение предложенных вопросов и высказывание личных мнений.
Групповая форма применяется в процессе закрепления и обобщения, а также на этапе изучения
нового материала. Однородная групповая работа подразумевает- выполнение небольшими группами

обучающихся, одинакового для всех задания. А дифференцированная - выполнение различных
заданий, разными группами.
Парная форма работы подразумевает совместную деятельность двух обучающихся.
Индивидуальная
форма
организации
деятельности
обучающихся
подразумевает
самостоятельное выполнение заданий, а так же индивидуальную помощь педагога обучающемуся для
успешного решения дидактических задач разной сложности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно
отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование
эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, позволяет решать
задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в
соответствии с требованиями ФГОС.
Для чтения в 6 классе подобраны доступные для обучающихся произведения, представляющие
разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и
современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих
произведений.
В 6 классе продолжается
работа по формированию правильного, сознательного, беглого и
выразительного чтения. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками
синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и
предложениями.
Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного
произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся
учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их
действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения.
Особое внимание уделяется выразительному чтению произведений с опорой на авторские ремарки.
Ведётся коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи.
Отрабатывается умение правильно интонировать конец предложения, на основе различительных
знаков препинания, используя интонацию перечисления при однородных членах предложения.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению художественных произведений,
поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Тексты подобраны в
соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки, дела,
сезонные изменения в природе и т.п. К разбору произведений привлекаются знания учащихся по
истории России. В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словеснолитературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы,
а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением
художественной литературы, ученики знакомятся с произведениями, посвященными природе,
историческим деятелям и событиям.
Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы
нравственного поведения в обществе.
Кроме того, формируется умение самоконтроля и самооценки.
Учащиеся отрабатывают умения:
-сознательного, правильного, беглого, выразительного чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтению «про себя»;
- учатся выделять главную мысль произведения и его частей, определять основные черты характера
действующих лиц;
-осуществлять разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя;
-находить непонятные слова; осуществлять подбор слов со сходными и противоположными
значениями; объяснять с помощью учителя слова, данные в переносном значении и образные
выражения, характеризующих поступки героев, картины природы;
-делить текст на части, составлять под руководством учителя простой план, в некоторых случаях с
использованием слов самого текста;
- определять основные черты характера действующих лиц;
-выполнять полный или выборочный пересказ прочитанного по составленному плану;

-выполнять самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному
чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ;
-заучивать наизусть стихотворения.
Значительное место в программе отводится формированию внимания к авторскому слову:
выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений
характеризующих события и героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью
учителя, с опорой на наглядный материал). Отрабатывается умение определять отношение автора к
своим героям и событиям (с помощью учителя).
В процессе обучения чтению в 6 классе ведётся работа с иллюстративным материалом как
одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и
коррекции недостатков их развития.
На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:
- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);
- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;
- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).
Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки
чтения
обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных
текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ
прочитанных текстов.
Особое внимание в программе уделяется внеклассному
чтению, которое ставит задачу
формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и
разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи).
На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по
содержанию детских книг русских и зарубежных писателей; умение отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного; правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в
книге по оглавлению; умение вести дневник внеклассного чтения, а так же работать с уголком
внеклассного чтения.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной
части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех
этапах обучения с 5 по 9 класс.
В 6 классе предусмотрено увеличение 5 часов в неделю, т.е. 160 часов в год, за счет
добавления 1 часа из части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты.
К концу обучения в 6 классе учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень
-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы,
интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Достаточный уровень:
- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение
(словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
-определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя) ;
- выучить наизусть 8-10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя;
Программа обеспечивает достижение учащимися 6 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
 развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания,
сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на
основе знакомства с произведениями литературы;
 понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять;
 развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры
действия;
 уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по
ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
 уметь строить сообщение в устной форме;
 уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
 уметь формулировать собственное мнение;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 уметь оценивать поступки героев художественных произведений;
 уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. Коммуникативные учебные действия
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс,
учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
3. Регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
4. Познавательные учебные действия
 уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
 соблюдать при чтении паузы между предложениями;











соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения,
логические ударения);
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки,
драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
выделять главную мысль произведения;
участвовать в беседе;
делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
заучивать стихотворение наизусть;
читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.

Критерии результативности предметных результатов.
В 6 классе ведётся отметочное обучение. Оценка достижения обучающимися с умственной
отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и
элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Отметка «5» ставится, когда задание выполнено без ошибок.
Отметка «4» ставится, когда в задании допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3»ставится, когда в задании допущено 3-6 ошибок.
Отметка «2» ставится, когда в задании допущено 7 и больше ошибок.

5.Содержание учебного предмета .Тематическое планирование.

№

Тематика

I.

Количество
часов
4ч

Внеклассное чтение

Рассказы Б.Житкова из цикла «Что бывало»
Вн. чтение2 Стихи Б.Заходера.
Вн. чтение3 Чтение сказок Д.Биссету из книги
«Забытый день рождения»

II.
III.

Моя родина
Золотая осень
Великая радость - работа

17 ч
13ч

IV.

Страницы истории.

15 ч

V.

Что такое хорошо, что 8 ч
такое плохо.
Здравствуй, гостья – Зима. 48ч

VI.

Вн. чтение 4 Мои любимые сказки Пушкина.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Вн. чтение Волков Волшебник изумрудного
города.

VII.

Весна - красна

21 ч.

Вн. чтение 6 А.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех
сказка»

VIII.

Рассказы о животных

16ч

Вн. чтение7 А.П.Чехов «Каштанка».

IХ.

Рассказы, сказки,
для детей

стихи 20ч

Вн. чтение 8
А.Беляев
(отрывок)

«Остров

Вн. чтение9
(отрывки).

погибших

Ю.Олеша

«Три

кораблей»

толстяка»

Вн. чтение10 Рекомендация книг для чтения
летом.
Итого

162 ч

10 уроков.

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Название разделов, тем, уроков.

Колво
часов

1 четверть
Что я читал летом?
Знакомство с учебником «Чтение»
Моя Родина
По В.Пескову «Отечество»
М.Ножкин «Россия»
М.Пришвин «Моя Родина»
(Из воспоминаний детства)
Золотая осень
В.Бианки «Сентябрь».
И.Бунин «Лес, точно терем расписной»
РР1 Составление устного рассказа об осени.
Ю.Качаев «Грабитель».
Проверка техники чтения.
Б.Житков «Белый домик»

42
1

01.09.2022

3
1
1
1

02.09.2022
05.09.2022
06.09.2022

17
1
1
1
1

07.09.2022
08.09.2022
09.09.2022
12.09.2022

вн чт 1
Рассказы Б.Житкова из цикла «Что бывало»
А.Белорусец «Звонкие ключи» (1 и 2 части)

1

1
1

29-30

А.Белорусец «Звонкие ключи» (3 часть)
Рр2
Составление характеристик мальчиков из
рассказов «Белый домик» и «Звонкие ключи»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»
Е.Носов «Хитрюга»
В.Бианки «Октябрь»
РР3 Сочинение на тему «Осень в родном крае»
Великая радость - работа
С.Михалков «Будь человеком»
РР4 Составление письменного рассказа на тему
«Мои друзья в природе»
Б.Заходер «Петя мечтает»
Вн. чтение2 Стихи Б.Заходера.
По Д. Биссету «Слон и Муравей» (сказка)
По.Д. Биссету «Кузнечик Денди» (сказка)
Вн. чтение3 Чтение сказок Д.Биссету из книги
«Забытый день рождения»
Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой»

31-33

Дж.Родари «Пуговкин домик»

3

34

Рр5 Как проявляется красота в характере и 1
поступках человека (примеры из прочитанных
текстов)
Страницы истории.
15

1

2
3
4

5
6
7
8
9-10
11
12-13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

2

2

Дата
план

13.09.2022
14.09.2022
15.09.2022
16.09.2022
19.09.2022
20.09.2022
21.09.2022

1
1
1
1
1
1
13
1
1

22.09.2022
23.09.2022
26.09.2022
27.09.2022
28.09.2022
29.09.2022

1
1
1
1
1

04.10.2022
05.10.2022
06.10.2022
07.10.2022
10.10.2022

2

11.10.2022
12.10.2022
13.10.2022
14.10.2022
17.10.2022
18.10.2022

30.09.2022
03.10.2022

Да
та
фа
кт

Прим

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из
былины)
Ф.Глинка «Москва»
В.Бианки «Ноябрь»
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По С.Алексееву «На берегу Невы»
Рр6 Составление рассказа о Петре I по плану.

1

19.10.2022

1
1
1
1
1

20.10.2022
21.10.2022
24.10.2022
25.10.2022
26.10.2022

По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге».
«Медаль»
2 четверть
По С.Алексееву «Гришенька»

2

27.10.2022
28.10.2022

1

1

10.11.2022

1

11.11.2022

1

14.11.2022

1

15.11.2022

50-52

По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин».
«Серебряный лебедь»
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин».
Боевое крещение.
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин».
День рождения Наполеона.
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин».
В дни спокойствия.
Рр 7 Мини – сочинение «Почему люди хранят
память о тех давних событиях»
Что такое хорошо, что такое плохо.
Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

07.11.2022
08.11.2022
09.11.2022

53-54

Е.Пермяк «Тайна цены»

2

55

1
1

22.11.2022

1

25.11.2022

48
1
1
1

28.11.2022
29.11.2022
30.11.2022

61
62
63

Рр8 Составление подробного плана к сказке «Тайна
цены»
Перевод
с
польского
Д.Гальпериной
«Здравствуйте!»
Рр9
Пересказ по плану «Основные правила
вежливости»
Здравствуй, гостья – Зима.
В.Бианки «Декабрь»
Е.Благинина «Новогодние загадки»
РР10 Сочиняем новогодние загадки.
Проверка техники чтения.
И.Никитин «Встреча зимы»
А.Дорохов «Тёплый снег»
Рр11 Словесный рисунок к рассказу «Тёплый снег»

21.11.2022
24.11.2022
23.11.2022

1
1
1

01.12.2022
02.12.2022
05.12.2022

64
65-66

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»
Д.Хармс «Пушкин»

1
2

67
68

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
1
Вн. чтение 4 Мои любимые сказки Пушкина. 1
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
В Бианки . Январь.
1

06.12.2022
07.12.2022
08.12.2022
09.12.2022
12.12.2022

35
36
37
38
39
40
41-42

42-44
45

45

47

48

49

56
57

58
59
60

69

35
2

8
3

16.11.2022
17.11.2022
18.11.2022

13.12.2022

70
71-75

Рр12 Рассказ о том, как мы помогаем птицам.
Х.К.Андерсен «Ель»(сказка)

76

78-79

Рр13 Сочинение «Как в нашей семье готовятся к 1
встрече Рождества»
А.Чехов «Ванька»
1
3 четверть
49
А.Чехов «Ванька»
2

80
81
82
83-84

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом»
И.Суриков «Белый снег пушистый»
Вн. чтение5 Русские поэты о зиме.
М.Зощенко «Ёлка»

1
1
1
2

85-86

Ю.Рытхэу «Пурга»

2

87
88-89

Рр14 Описание пурги по плану.
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1
2

90
91-95

В.Бианки. Февраль.
С.Маршак «Двенадцать месяцев»

1
5

96-103

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

8

77

Рр15 Письменная работа «Если бы я попал в
снежное королевство,,,»
105
Вн. чтение Волков Волшебник изумрудного
города.
Весна - красна
106
С. Смирнов. Первые приметы
107
Вн. чтение 6 А.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех
сказка»
108
Рр16 Письменный рассказ на тему «Моё любимое
время года»
109
В.Бианки Март
110
Рр17 Описание картины К.Юона «Мартовское
солнце»
111
В. Песков. Весна идёт.
112
М.Пришвин «Жаркий час».
Проверка техники чтения.
113-115 Г. Скребицкий « Весенняя песня»
104

1
5

14.12.2022
15.12.2022
16.12.2022
19.12.2022
20.12.2022
21.12.2022
22.12.2022
23.12.2022
11.01.2023
12.01.2023
13.01.2023
16.01.2023
17.01.2023
18.01.2023
19.01.2023
20.01.2023
23.01.2023
24.01.2023
25.01.2023
26.01.2023
27.01.2023
30.01.2023
31.01.2023
01.02.2023
02.02.2023
03.02.2023

1

06.02.2023
07.02.2023
08.02.2023
09.02.2023
10.02.2023
13.02.2023
14.02.2023
15.02.2023
16.02.2023

1

17.02.2023

21
1
1

20.02.2023
22.02.2023

1

27.02.2023

1
1

28.02.2023
01.03.2023

1
1

02.03.2023
03.03.2023

3

06.03.2023
07.03.2023
09.03.2023

Рассказ по личным наблюдениям «Первая песня 1
жаворонка»
117
В.Жуковский «Жаворонок»
1
118-119 А. Толстой Детство Никиты.
2
116

10.03.2023
13.03.2023
14.03.2023
15.03.2023
16.03.2023
17.03.2023
20.03.2023
21.03.2023

А.Твардовский «Как после мартовских метелей»
А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой»
В.Бианки «Апрель»
Рассказ по картине И.Левитана «Весна. Большая
вода»
124-126 К.Паустовский «Стальное колечко»

1
1
1
1

4 четверть
Рассказы о животных
127-128 В.Астафьев «Злодейка»

36
16
2

129-130 Е.Баронина «Рассказы про зверей»

2

05.04.2023
06.04.2023

домашние 1

07.04.2023

1

10.04.2023

1
1

11.04.2023
12.04.2023

Вн. чтение7 А.П.Чехов «Каштанка».
1
И.Крылов «Зеркало и Обезьяна». Проверка техники 1
чтения.
137-142 Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
6

13.04.2023
14.04.2023

120
121
122
123

132

Рр18 Составление рассказа
животные»
В.Драгунский «Кот в сапогах»

133
134

Д.Хармс «Заяц и Ёж»
Рр19 Сочинение «Я первый раз пришёл в зоопарк»

131

«Мои

3

135
136

Рассказы, сказки, стихи для детей
В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на ветру»

22.03.2023
23.03.2023
24.03.2023

03.04.2023
04.04.2023

17.04.2023
18.04.2023
19.04.2023
20.04.2023
21.04.2023
24.04.2023

20
1

25.04.2023

В.Бианки «Май»
Рр20 Сочинение «Какое настроение приносит май
людям».
146
М.Дудин «Наши песни спеты на войне»
147
Рр21 Рассуждение «Может ли устареть подвиг
ветеранов»
148-149 В.Медведев «Звездолёт «Брунька»

1
1

26.04.2023
27.04.2023

1
1

28.04.2023
02.05.2023

2

Вн. чтение 8
А.Беляев «Остров погибших кораблей» (отрывок)
151-153 К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

03.05.2023
04.05.2023
05.05.2023

143
144
145

150

3

10.05.2023
11.05.2023

154

Вн. чтение9 Ю.Олеша «Три толстяка» (отрывки).

1

155-158 А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4

159-160 В.Астафьев «Зорькина песня».

2

161
162

Н.Рыленков.
«Нынче ветер,как мальчишка, весел»
Рекомендации книг на лето

12.05.2023
15.05.2023

1

16.05.2023
17.05.2023
18.05.2023
19.05.2023
22.05.2023
23.05.2023
24.05.2023

1

25.05.2023

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и
печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки
процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
 магнитная доска;
 демонстрационные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Птицы»,«Птицы домашние», «Природные явления», «Времена года», «Деревья и кустарники»,
«Великие полководцы»;
 наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в
стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению;
 Демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения:
 многофункциональное устройство;
 мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
 интерактивная доска;
 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf/
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №12»
Учебно-методическая литература:
1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.
3.Габай, Т. В. Педагогическая психология: [учеб.пособие для вузов по спец. психологии] / Т. В.
Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
4. Коренев А . Н . Нарушения чтения и письма у детей. / А . Н . Коренев . — СПб.:
Речь, 2006.
Литература для учащихся
1. Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы\ авт.-сост. З.Ф Малышева. – 17-е изд., перераб. – М. : Просвещение,
2018. – 255 с. : ил. – ISBN 978-5-09—55183-0/
2. Ликум А. Детская энциклопедия "Все обо всем".
3. Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических
выражений.

Приложение 1
Текст для проверки техники чтения (сентябрь)
Чёрные руки
Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мягкое.
Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала лепить птицу из белого теста.
Юра не мог отвести глаз от бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что руки у бабушки чёрные,
сухие, сморщенные, с тонкими подвижными пальцами.
Видит Юра, как появляется у голубя головка, крылышки. Каждое крылышко лёгкое и хрупкое.
Достала бабушка голубя из печки. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.
Юра спросил, почему руки у бабушки чёрные-чёрные, а голубь белый-белый.
- если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя, - тихо сказала
бабушка.
Вопросы:
1. Какое тесто замесила бабушка?
2. Какие руки у бабушки?
3. Что ответила бабушка на вопрос Юры? Почему она так сказала?

Текст для проверки техники чтения (декабрь)
"Купание медвежат"
В.В. Бианки
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он
испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых
медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в
речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в
воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал
шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду.
Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну
таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Вопросы:
1. Кто шёл по берегу реки?
2. Кто такой пестун?
3. Что он делал с медвежатами?

Текст для проверки техники чтения ( май)
Золотой луг
М. Пришвин
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я
возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и
оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были
жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг
становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать
одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30144) 51-1-38, +7 (30144) 51-3-17

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».